Новые публикации
Книга-спектр. Калуга Первая (авторское чтение): 28.
 с таким талантом жаль расставаться. Молодца!!
Книга-спектр. Калуга Первая (авторское чтение): 27.
Я свинтус-грандиозус! У меня в голове нет ни одной собственной мысли! 
Книга-спектр. Калуга Первая (авторское чтение): 26.
Она так забавно разгневана - лапочка, крошечка, умничка...
Алиса читает
Дети Подземелья (ЗаГоВор)
Книга-спектр. Калуга Первая (авторское чтение): 25.
- Мастера камер хранения - они же не читатели. - А может - они - тыкнул пальцем в сторону лежащих на пляже
Новые комментарии
ИГо написал(а): Теперь файл работает
Инна написал(а): Галеев, уже не мало женщин обкончалось, слушая тебя. Я тоже немного. :sm6 :sm5
Изюминка написал(а): Очень нравится. Не скучно ::!!::
Новое фото
Новое фото Карпник

Текущее время: 07 июл 2020, 11:42

Душа - желание или реальность

таинство. служение. священнодействие
золотой Отец
Аватара пользователя
Зарегистрирован: 15 дек 2010, 19:00

Душа - желание или реальность

Орфей » 21 дек 2010, 19:11

Нельзя обойти вопрос о душе в этом разделе. Он поднимался всегда и недавно примерно так:

Сделалось обычным местом ссылаться на существование души.
А ведь ещё вчера существование души ставилось под сомнение великое.

Теперь говорят, что душа перерождается - как будто кто-то об этом действительно помнит.

Говорят, что душа попадает в ад или в рай - как будто об этом рассказал дядя Стёпа, который побывал всюду.

Ещё глаголят. что дух облачается в одежду - душу, которая иногда одевает скафандр - тело, и погружается в бездны земной жизни.

Но кто её видел? кто с ней знаком? как она выглядит? Есть ли оче видцы? что о ней известно? какие спекуляции? Где она находится? чем живёт? каковы её пути? Бессмертна ли она?... (впору раскрывать раздел о душе!)
Одни вопросы.

Люди часто повторяют: моя душа. что они имеют в виду? Просто себя - как внутреннюю личность или как нечто отдельное? Давайте ка займёмся этими вопросами и поразмышляв - расскажем о своём знании о душе. Тогда мы сможем либо выбросить это слово на помойку или считать его междометием, или признаем - что душа реальна или признаем, что это вымысел - издержки воображения.

Так что же - существование души - миф или реальность?

==

мистИГ
Аватара пользователя
Зарегистрирован: 22 дек 2010, 13:24

Re: Душа - желание или реальность

Игорь Галеев » 22 мар 2013, 16:35

ну и что вам про трио душ не ясно?
Или вы такие... вумные, что всё поняли? :-ok-:
-Зачем тебе сенсоры, Красная Шапочка? - Чтобы тебя лучше слышать и чувствовать, дядя ИГо...
По моему Хотению!

эфемер
Зарегистрирован: 01 апр 2013, 19:01

Re: Душа - желание или реальность

emelll » 01 апр 2013, 19:03

Игорь Галеев писал(а):ну и что вам про трио душ не ясно?
Или вы такие... вумные, что всё поняли? :-ok-:

Что за трио душ, это как?

мистИГ
Аватара пользователя
Зарегистрирован: 22 дек 2010, 13:24

Re: Душа - желание или реальность

Игорь Галеев » 01 апр 2013, 20:27

Привет, emelll!!
Появился тот, которому не всё понятно ;)
Учитесь у emelll ;)

Мы, правда, и в серьёзных темах иногда шутим и иронизируем. Так что отделяйте зёрна от плевел ;) Это про трио души.
Но и в шутках есть доля правды. :mi_ga_et:

Душа имеет три составляющих:
Душа Воли (тело)
Душа-ИФ (идеоформы)
и Душа Мыслеобразного плана.

Если непонятно будет при прочтении моих сообщений на предыдущих страницах, то помочь разъяснить сможет только Асов :ta_n_cor: Я же буду продолжать расширять свое повествование порционно, чтобы лучше усваивалось. :e-d-a:
-Зачем тебе сенсоры, Красная Шапочка? - Чтобы тебя лучше слышать и чувствовать, дядя ИГо...
По моему Хотению!

мистИГ
Аватара пользователя
Зарегистрирован: 22 дек 2010, 13:24

Re: Душа - желание или реальность

Игорь Галеев » 05 апр 2013, 10:48

Любой "вид" вашей души (будь то душа-воли, душа-ИФ, душа Мыслеобразная) есть часть от всеобщего - часть от души какого-то плана - от мыслеобразного, волевого или идеоформального. Часть от объёма и силы. Часть от массы и энергии определённого плана.
Давайте попробуем такую картинку - ваше тело с ощущениями и моторикой - есть душа воли. Ваша речь и всё, что вы производите, - идеоформальная душа, а ваше сознание и ваши мысли - мыслеобразная душа.
У вас так бывало - вы в таком состоянии возбуждения, что не чувствуете боли и не чувствуете тела? Между тем, в сознании вы воспринимаете весь мир? Тела будто нет, а есть сознание, в котором мысли, поток мышления, представления, образы, но и чувства!
Это вам понятно.
Но видите ли в чём сверхзадача - стать не частью составляющих души, а вычленившейся из всеобщих сил, энергий, масс, объёмов - в самостоятельную Единицу, осознавшую себя Единицей... Тогда и можно говорить о состоявшейся душе, а не о потенциальной, и не о себе, как о балагане временных частиц души от океанов различных планов.
-Зачем тебе сенсоры, Красная Шапочка? - Чтобы тебя лучше слышать и чувствовать, дядя ИГо...
По моему Хотению!

свинцовый Ворон
Зарегистрирован: 14 июл 2013, 12:16

Re: Душа - желание или реальность

Ирина » 19 июл 2013, 07:22

Cкажу о душе,что знаю: первое-это рождение: я летела..только не помню,я сама. добровольно ,или меня "выхватили"из этого потока..меня ''провожали",но Они уже были в одеждах. я Их знала..сказали:"Иди в этот мир и ничего не бойся,Мы всегда будем рядом с тобой,и ты всегда нас узнаешь.."узнаю..
Второе -это медитации: поток..я "подлетела"очень близко..Души..Этот поток я помню с рождения.. Они очень красивые,описать не могу,птички не птички,бабочки не бабочки..Они какие-то как полупрозрачные,переливающиеся и с крылышками...Я Ими любовалась..Они сказали:"полетели с нами,здесь хорошо"...я вернулась из-за детей...
Третье-это кома:видения совсем другие:Огромное здание, лестница на верх...мне откуда-то все там знакомо....Я поднимаюсь наверх..Стоят два Мужчины..Они меня узнают,я Их не помню..полумрак,наверно Самый Главный провожает меня до двери,в которой свет/..говорит:"заходи в эту комнату,Я сейчас приду"...я подхожу..вижу сидит девушка и рядом стоит молодой парень..как я поняла "усопший".....и почему-то я очень удивилась тому,что Там все ходят парами..мне не дал подойти к этой двери молодой парень..Он сказал:""Это Ты..Я рад тебя видеть!"и своими разговорами Он уводит меня от этой двери...Навстречу идет еще один парень ,Он также "повел"меня дальше и Он же вывел меня на улицу..Меня никогда ТАМ не называют по имени...Позже мне сказали,что у меня два ангела-хранителя...теперь я вообще ничего не понимаю....
И,конечно же было четвертое-это наркоз:Я летела ..скорее всего по спирали,потому,что впереди я ничего не видела,сплошные повороты..но уже пространство замкнутое...впереди яркий ослепляющий свет...потом все это свернулось как лист бумаги..дальше я уже видела дом,в котором мы жили,соседей,каких-то еще людей...а потом меня вывели из наркоза...

мистИГ
Аватара пользователя
Зарегистрирован: 22 дек 2010, 13:24

Re: Душа - желание или реальность

Игорь Галеев » 05 авг 2013, 09:37

Сны шуткуют часто. Когда-то и мой знакомый во сне занимался сексом с Алисой Фрейдлих, которую не знал и думать не думал... а уж она и в помине....
Сны любят юмор и водить за нос :-P :dan_ser:
Души - это не бабочки и не стрекозы. Души - это тёмные сгустки материи отдельного вида :geek:
-Зачем тебе сенсоры, Красная Шапочка? - Чтобы тебя лучше слышать и чувствовать, дядя ИГо...
По моему Хотению!

Моё Величество
уважаемый Гость
Аватара пользователя

Re: Душа - желание или реальность

Моё Величество » 23 янв 2017, 11:13

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СУЩЕСТВОВАНИЯ ДУШИ

Как удивительно может преобразиться человечество, если познает и примет факт бессмертия души. Жизнь на Земле станет восприниматься, как очередной этап бытия, который дарует возможность развить свою сущность до новых высот, либо погубить её ради сиюминутных благ одного из этапов. Выбор последних станут совершать все меньше людей. И мир начнёт движение в новую эру – эру справедливости, благоденствия и развития.
Изображение

«Душевная» теорема

Данная теорема построена на поэтапном доказательстве: материальности сознания, положения о том, что это сознание не принадлежит мозгу (и физическому телу в целом). После чего следует вывод теоремы, доказывающий существование бессмертной человеческой души.

Положение 1. Сознание – материально.

Сознание – материально! Казалось бы – это простейшее следствие, которое вытекает из факта его (сознания) существования. Ведь всем ясна закономерность, если что-то и существует, то это «что-то» должно быть образовано какой-либо формой материи, но никак не пустотой. Однако столь прямой и очевидный вывод наука не может сделать со времен заблуждений о плоской Земле.

Что же мешает (почти всем) лучшим умам человечества замкнуть элементарную логическую цепь, состоящую всего лишь из пары звеньев? Корень проблемы кроется в сложившейся неточности взглядов относительно самого понятия о материи.

Все мы привыкли думать, что всё материальное мы в состоянии видеть, слышать или ощущать, на крайний случай материя должна быть детектируема специально созданными для того приборами.

Ситуация, когда сознание просто обязано существовать в силу его неоспоримого проявления, но никак не найдется, неизбежно толкает мыслителей на формирование разного рода «идеальных» заблуждений. Либо если материя не обнаруживается, мы делаем вывод, что детектируемый объект просто не существует.

И такой вывод вполне имеет место быть, но только при одном условии. При наличии уверенности в том, что наши датчики (как природные, так и технические) способны детектировать всю существующую гамму форм и состояний материи.

Но этой уверенности у нас просто нет, да и не может быть по определению, как не может быть уверенности в том, что знаешь все. Более того, сейчас появилась уверенность в совершенно обратном.

«Выяснилось, что для того чтобы все космические объекты (планеты, звезды, галактики) двигались в пространстве так, как они делают это сейчас – вселенная должна быть наполнена какой-то неведомой людям материей («тёмной» материей), масса которой по приблизительным расчётам составляет около девяноста процентов от общего числа массы во вселенной».

Другими словами вся различимая нами физическая материя является лишь верхушкой айсберга, подавляющая часть которого скрыта вне зоны восприятия наших органов чувств и технических приспособлений. Согласитесь – достаточный масштаб для того, чтобы среди него смогла затеряться искомая нами материя сознания.

И пусть оборот «тёмная материя» Вас не смущает, так как говорит лишь о
её неведомом неразличимом характере и только.

С учетом логической предопределённости материальности сознания на этом в доказательстве первого положения можно было бы поставить точку. Но человек на современном этапе развития привык больше слушать сигналы своих органов чувств, нежели строить в голове какие-то «неявные» логические конструкции.

Сотни таких вот логических предопределённостей могут не иметь для кого-то никакого значения, до того момента пока он не услышит звоночка от самого образного из имеющихся у нас сенсоров — зрения. И в опытах проводимых академиком Охатриным такой «звоночек» прошёл. А.Ф.

Охатрин осуществил невероятное, он сделал мысли видимыми! Для этого академик изобрёл специальный фотоэлектронный аппарат.

Охатрин А.Ф.:

«Мы попросили женщину-экстрасенса излучить как бы некое поле, наделив его информацией. Когда она делала это, при помощи фотоэлектронного аппарата мы фиксировали происходящее. На фото было видно, как от окружающей её ауры отделяется нечто вроде облачка и начинает двигаться самостоятельно.

Такие мыслеформы, насыщенные определёнными настроениями и эмоциями, могут внедряться в людей и даже оказывать на них влияние». В начале 80-х годов прошлого века в Пермском медицинском институте профессор А. Чернетский также многократно фиксировал с помощью электростатического датчика, созданные человеческим мозгом мысленные образы.

Была на то и показательная реакция научного сообщества:

«…газеты опубликовали сенсационное сообщение всего в несколько строчек: учёным одной из кафедр Пермского медицинского института удалось сфотографировать человеческую мысль. Что тут началось! Весь медицинский мир в лице ведущих академиков принялся опровергать уральских коллег, не особенно-то утруждая себя поиском аргументов.

Опровержение поддержали маститые философы, которые вели дискуссию по принципу: этого не может быть, потому что не может быть никогда. Обескураженные уральские учёные, которые никак не ожидали столь дружного отпора столичных светил, были вынуждены признать свою «ошибку» и свернуть свои «сенсационные» опыты» — Кондаков В.

Положение 2. Сознание не принадлежит физическому телу.

Сознание материально — этот бесспорный факт подтверждается, как логикой существования сознания, так и наглядными опытами по визуализации мыслей проводимыми учёными.

Но давайте попробуем ответить на ещё один, казалось бы, очевидный вопрос. Где проходит процесс мышления? Первое, что приходит на ум: «в мозге, где ж ещё»? Но не будем так спешить с выводами.

В первую очередь стоит отметить, что при всей несокрушимой вере «официальной» науки в обеспечительную роль мозга перед сознанием – ученые до сих пор не в состоянии объяснить механизм, по средствам которого это самое сознание в нём функционирует и это факт!

А вот что признавала Академик Академии медицинских наук РФ, директор Научно исследовательского института Мозга (РАМН РФ), нейрофизиолог с мировым именем д.м.н. Наталья Петровна Бехтерева:

«Гипотезу о том, что мозг человека лишь воспринимает мысли откуда-то извне, я впервые услышала из уст нобелевского лауреата, профессора Джона Экклза. Конечно, тогда это показалось мне абсурдным. Но потом исследования, проводимые в нашем Санкт-Петербургском НИИ мозга, подтвердили: мы не можем объяснить механику творческого процесса.

Мозг может генерировать лишь самые простые мысли типа, как перевернуть страницы читаемой книги или помешать сахар в стакане. А творческий процесс — это проявление совершенно нового качества»… Ярче всего ретрансляционная суть мозга проявляется при введении человека в особые, так называемые, изменённые состояния сознания.

В такие моменты томограмма показывает активность мозга, которая соответствует коматозному состоянию, а человек под гипнозом продолжает слышать, мыслить и отвечать на вопросы. Другими словами изменение активности мозга никак не влияет на процесс мышления, что говорит об опосредованном характере их взаимодействия.

Не менее важен и тот факт, что современная наука, обладая внушительным техническим и технологическим арсеналом для изучения мозга — до сих пор не нашла в нём место локализации информации!

Но сознание неотделимо от памяти, как ветер неотделим от воздушных масс. Сознанью никогда не зародиться в информационном «вакууме». Да и миф о не обновляемом характере самих нейронов уже не единожды развенчан.

«Шведский нейробиолог Петер Эрикссон узнал, что в некоторых онкологических клиниках для наблюдений за ростом раковых опухолей у больных применяют бром-деоксиуридин. Этот препарат позволяет маркировать новые нейроны, встраиваясь в ДНК при их делении.

Уже в конце 1998 года были проведены исследования и обнародован сенсационный результат: в гиппокампе (как принято считать – в отделе мозга, играющем ключевую роль в формировании памяти) больных вплоть до их смерти каждый день возникало от пятисот до тысячи новых нейронов.

А в начале того же года немецкий биолог Эберхард Фукс и американский психолог Элизабет Гоулд проводили опыты, вводя в различные части мозга обезьян тот же препарат. И уже через несколько часов после введения препарата в мозге животных обнаружились новые клетки.

Очевидно, там на протяжении всей жизни обезьян из стволовых клеток постоянно возникают тысячи новых клеток. Впрочем, общее число нейронов в мозге обезьян почти не меняется, поскольку старые нейроны теми же темпами отмирают!»

Клетки мозга всё же обновляются, а значит, они не способны играть роль хранилища информации, роль фундамента для процесса сознания.

Академик Левашов Н.В.:

«Самое любопытное во всём этом то, что соседние нейроны мозга НЕ взаимодействуют между собой на уровне физически плотных нейронов, как бы парадоксально это ни звучало! Всё дело в том, что каждый нейрон мозга представляет собой клетку, особую, но всё же клетку, которая отделена от других подобных клеток своей клеточной мембраной, как военная крепость каменной стеной.

И через эту «каменную стену» внутрь нейрона из межклеточного пространства попадают из плазмы крови питательные вещества для жизнедеятельности этой отдельной клетки-крепости, и выходят шлаки.

А информация в каждый нейрон поступает ТОЛЬКО через особые отростки нейронов — аксоны, на концах которых находятся те или иные рецепторы, которые и служат поставщиками информации в сами нейроны.

Так что если нет контактов между аксонами разных нейронов мозга, то нет и никакого обмена информации на физическом уровне, даже если эти нейроны и соприкасаются между собой своими крепостными стенами-мембранами».

Веское подтверждение заявлению академика пришло от американских нейрофизиологов изучавших людей, у которых при лечении эпилепсии была искусственно нарушена связь между полушариями мозга:

«Почти что шок случился тогда, когда экспериментально было доказано, что разрыв связей между левым и правым полушариями мозга практически никак не влияет на умственные и функциональные способности человека. И никто до сих пор не смог найти этому вразумительного объяснения».

«А в ряде решающих экспериментов в 20-х годах исследователь мозга Karl Lashley обнаружил, что независимо от того, какой участок мозга крысы он удалял, он не мог добиться исчезновения условных рефлексов, выработанных у крысы до операции»!

Тоже наблюдается и при частичной ампутации мозга доходящей порой до 60 с лишним процентов. Как это произошло с «жизнерадостным американцем по имени Карлос Родригес, который живёт практически без мозга.

У него нет лобных долей, да и вообще мало что есть в черепной коробке после страшной автокатастрофы. Но он ничем не отличается от других людей… когда носит шапку. Личность его совершенно не изменилась после того, как у него удалили больше 60% головного мозга, не изменились ни память, ни когнитивные способности».

В истории накопилась масса свидетельств того, как люди жили обычной жизнью, почти не имея мозга. Для экономии времени дальше приведены лишь несколько из них.

«Этот пример описан в реферате доктора Робинсона из Парижской академии наук. 60-летний мужчина был ранен в темя острым концом багета. Вытекло немного крови. В течение месяца рана ничем о себе не напоминала.

Потом потерпевший стал жаловаться на ухудшение зрения. Впрочем, страданий он не испытывал, но неожиданно скончался во время приступа эпилепсии.

Вскрытие показало, что головного мозга у больного совсем не было, а сохранилась лишь тоненькая, в листик, оболочка мозгового вещества, содержащая продукты гнилостного разложения. Все центральные части органа исчезли без следа.

Более месяца мужчина жил практически без головного мозга».

«Немецкий специалист в области мозга Хуфланд полностью пересмотрел все свои прежние взгляды после вскрытия черепной коробки человека, которого разбил паралич. Больной до последней минуты сохранял все умственные и физические способности.

Результат трепанации был ошеломляющим: вместо мозга в черепной коробке умершего оказалось немногим более 300 грамм воды.

Патология, аналогичная той, что зафиксировал Хуфнер (вода вместо мозга) была обнаружена при вскрытии 55-летнего голландца Яна Герлинга, умершего в 1976 году. Родственники были возмущены информацией, поступившей от врачей. Она показалась им оскорбительной, ведь Ян был одним из лучших часовщиков в стране».

«22-летний студент из шотландского города Шеффилд, страдающий мигренями, удивил медицинских светил. Доктор направил его на рентген, но снимок черепа показал отсутствие головного мозга. В медицинской карте студента имелась практически безнадежная запись: гидроэнцефалия.

Вследствие такого заболевания больные умирают в раннем возрасте, а если выживают, как правило, остаются дебилами. В данном случае студент не только является полноценным человеком, но и отличается IQ, равным 126, что несколько выше среднего значения».

Так быть может, нет никакой невероятной (граничащей с фантастикой) способности мозга к «функциональной перегруппировке», позволяющей порой без потерь компенсировать утрату его подавляющей части?

А есть единый внешний (по отношению к физическому мозгу) процесс, который при утрате одних каналов информационного обмена в некоторых случаях способен переключатся на оставшиеся.

В России с начала 70-х Пермский психиатр Геннадий Павлович Крохалев активно занимался проблемой своеобразного регистрирования видений.

«Ещё в 1979 г. он получил патент на фотографирование обычной фото- и видеокамерой галлюцинаций своих пациентов, чем и лечил психически больных людей. А в 2000 г. прошла его публикация о том, что эти галлюцинации и мысли находятся не в мозгу человека, а снаружи…»

К счастью есть и прямые факты существования сознания вне тела. Самыми распространёнными из них являются случаи переживания человеком клинической смерти. Тысячи людей по всему миру ежегодно испытывают ощущение выхода из собственного тела.

В такие моменты работа головного мозга и всей нервной системы полностью прекращается, а человек вдруг начинает видеть своё тело со стороны, видеть и слышать происходящее вокруг.

Часто люди описывают увиденное в соседней палате или за сотни километров от места происшествия. И что особо показательно эти свидетельства затем полностью находят своё подтверждение.

Данное явление уже доказано и признано многими представителями «официальной» науки и даже обрело своё собственное «имя», которое можно перевести как «опыт пребывания вне тела» («out of body expiries»).

«Доктор Сэм Парнаи из Саутгемптонского университета пронаблюдал более 300 случаев, в которых пациенты побывали в состоянии клинической смерти. Все единогласно утверждали, что „выходили“ из физического тела…»

Вы только вдумайтесь: для слепых, НЕ зрячих с рождения людей момент выхода сознания из тела оказывается единственной возможностью в жизни, чтобы осознать, что значит видеть! О каких галлюцинациях можно говорить, когда мозг таких людей даже не подозревает, как эти образы-галлюцинации должны выглядеть (если верить в то, что мы живем единожды)?!

Но помимо клинической смерти, существуют примеры и осознанного отделения сознания от физического тела.

К примеру, «многочисленные исследования феномена выхода из физического тела проводились в Нью-Йоркской лаборатории Американского общества психических исследований (АОПИ), которые подробно описаны в книге Джеффри Мишлава «Корни сознания».

Больше всего в результатах исследований ученых потряс тот факт, что «астральный двойник при „выходе“ из физического тела выполняет поставленные перед ним задачи, как-то: посещает определённые места, собирает необходимую информацию, анализирует её, даже воздействует на приборы и по возвращении в физическое тело чётко и подробно сообщает о проделанной работе».

Положение 3. Мы сущности «облачённые» в физически тела.

Итак, наше сознание материально и эта материальная субстанция не принадлежит физическому телу.

Говорят, что правильно поставленный вопрос является половиной того, что нужно сделать для его решения. Потому я задам его таким образом: «Можно ли назвать материальную субстанцию сознания, которая продолжает существовать и после смерти физического тела — душой (сущностью)?

Ответ: Безусловно!

Ведь в данном аспекте это понятие приобретает даже более значимый смысл, нежели те, что предлагают нам все мировые религии и верования. Никакого идеализма или мистики — наша сущность материальна и именно в ней проходят все мыслительные процессы, именно ей принадлежит наше сознание, наша личность, которая продолжает существовать и после смерти физического тела!

В этой связи утверждение «у нас есть душа» начинает звучать не корректно, как не корректно звучали бы слова космонавта облачённого в защитный скафандр и говорящего: «у меня есть человек».

Мы и есть души, сущности «облачённые» в физические тела!

«Фантомный» эффект, как пример единой системы сущности и физического тела.

Для начала приведу это довольно известное фото. На снимке запечатлено дерево примерно треть, которого перебита молнией, а на месте отсутствующей части различимы очертания продолжения ствола, ветвей и даже листвы.

Утрата деревом части физической оболочки оголила «тонкоматериальную» составляющую и указала на то, что сущность любого существа представляет собой ни какое-то бесформенное облачко, а в точности повторяет форму физического тела. Вернее тело повторяет форму сущности, но об этом чуть позже.

«Фантомный» эффект, как его окрестила официальная наука, а если точнее — эффект проявления сущности регистрируется не только визуально, но и в ощущениях. Так называемые «фантомные» ощущения (ощущения своей сущности) ярче всего проявляются при утрате биологической компоненты единой системы живого организма.

Почти у всех (95-98%) людей перенесших ампутацию конечностей наблюдаются безболезненные фантомные ощущения. Спектр таких ощущений чрезвычайно широк от чувства зуда, боли, тепла, кручения, давления до ощущения прикосновения.

Бывает, что «человек отчетливо чувствует движения пальцев, стопы, «может» произвольно сжать или разжать кисть отсутствующей руки». «Фантомные ощущения бывают настолько реальными и яркими, что человек пытается встать на отсутствующую ногу».

Ученые мужи от «официальной» науки мыслящие в рамках вульгарного материализма предсказуемо ищут природу данного явления лишь в физиологии, но случаи «фантомных» ощущений проявляющихся при переломе позвоночника исключают такую вероятность.

«Такие больные частично парализованы и не чувствуют и не могут управлять всеми органами тела, расположенными ниже места перелома. Тем не менее, у них часто появляются фантомные ощущения в ногах и во всех органах, расположенных ниже перелома».

Версии, основанные лишь на психической природе данного явления («память» утраченной конечности), разбиваются о случаи врожденных «фантомных» ощущений.

Психика таких людей с рождения формируется с учетом врожденной патологии и не может проявляться в том, что в неё не заложено (опять же, если верить, что мы проживаем земную жизнь лишь единожды):

«Некий 29-летний мужчина ходит на протезах: он родился – с деформированными руками и ногами. Обе кисти рук прикреплены непосредственно к локтевым суставам, а обе лодыжки — к коленным суставам. Он и понятия не имел о фантомных ощущениях, пока хирурги на обеих ногах не удалили кисту.

После операции пациент неожиданно ощутил присутствие обеих ног: ему стало казаться, будто они у него нормальной длины и он стоит на своих стопах, как и все люди, одновременно он ощущает и другую пару стоп на уровне колен, но ему кажется, что эти «лишние» ступни сместились в стороны и существуют сами по себе».

Роль сущности в физиологическом развитии организма.
Академик Н.В.Левашов:

«На вопрос о том, как происходит развитие эмбриона человека (как и любого другого живого организма), бравые биологи и медики, с великой верой в свои знания, часто со снисходительной улыбкой к вопросу невежды, лихо отвечают:

«в разных зиготных клетках (клетках эмбриона) появляются разные гормоны и ферменты и, как следствие этого, из одной зиготной клетки развивается мозг, из другой — сердце, из третьей — лёгкие и т.д., и тому подобное».

Но стоит только копнуть немножко «глубже» и ответа просто … нет. Любой эмбрион развивается из одной оплодотворённой яйцеклетки, которая начинает делиться.

По законам гистологии (науки о клетках), подтверждённым практическими наблюдениями, при делении одной клетки, возникает две, абсолютно тождественные друг другу клетки.

Когда они в свою очередь делятся, возникает четыре тождественные клетки и далее: восемь, шестнадцать, тридцать две, шестьдесят четыре и т.д. Другими словами, все клетки эмбриона имеют тождественную генетику и являются копиями одной оплодотворённой яйцеклетки.

И в силу этого факта, возникает вопрос: каким образом в абсолютно тождественных клетках появляются разные гормоны и ферменты?! И, как это ни странно, этот вопрос ставит в тупик любого биолога или медика».

Действительно, под влиянием чего одна клетка развивающегося эмбриона становиться клеткой костной ткани, а другой (её «клон») нейроном головного мозга?

Ведь если рассматривать человека с точки зрения официальной науки, то кроме физической компоненты (которая в данном случае идентична и не может различаться в дальнейшем) не остаётся ничего.

Но если допустить наличие у человека не физической матрицы, то вопрос неизвестной природы влияния на клетки начнет проясняться. И станет предельно ясен после рассмотрения следующего факта.

Академик Левашов Н.В.:

«Исследования электрических потенциалов вокруг семян растений дали феноменальные результаты. После обработки данных, учёные (Херолд Берр из Йельского университета и др.) с удивлением обнаружили, что в трёхмерной проекции, данные замеров вокруг семечка лютика образуют собой форму взрослого растения лютика. Семечко ещё не легло в благодатную почву, ещё даже не «проклюнулось», а форма взрослого растения уже тут, как тут».

«Этой энергетической форме нужно было только заполниться атомами и молекулами, чтобы цветок стал настоящим, видимым для наших глаз».

Выходит, что именно сущность является той матрицей, которая определяет форму и содержание будущего существа. Сущность взрослого человека прикрепляется к оплодотворенной яйцеклетке и начинает творить себе физическое тело по образу и подобию своему.



Изображение

Возможность коммуникации между физическим мозгом и сущностью.

В первой части этой теоремы мы доказали, что физический мозг является в большей мере лишь «приемопередающим устройством» между физическим телом и сознанием (которое находиться на уровне сущности).

На практике это означает, что нейроны головного мозга должны быть способны не только принимать сигналы от органов и отправлять их обратно, что никем не ставится под сомнение, но и осуществлять такую же коммуникацию с внешним по отношению к физическому телу сознанием.

А эту возможность уже нужно доказывать. Посмотрим, что по этому поводу говорит Академик Академии медицинских наук РФ, директор Научно исследовательского института Мозга (РАМН РФ), нейрофизиолог с мировым именем д.м.н. Н.П. Бехтерева:

«Мозг отгорожен от внешнего мира несколькими оболочками, он прилично защищен от механических повреждений.

Однако через все эти оболочки мы регистрируем то, что происходит в мозгу, причем потери в амплитуде сигнала при прохождении через эти оболочки удивительно невелики – по отношению к прямой регистрации с мозга сигнал уменьшается по амплитуде не более чем в два-три раза (если уменьшается вообще!).

Возможность прямой активации клеток мозга фактором внешней среды и, в частности электромагнитными волнами, осуществляемой в процессе лечебной электромагнитной стимуляцией легко доказывается развивающимся эффектом»…

Повторю: «возможность прямой активации клеток мозга фактором внешней среды (читай фактором внешнего сознания на уровне сущности)легко доказывается»!

Роль физического тела в жизни единой системы души и тела.

Считается, что мозг человека в состоянии покоя потребляет более четверти энергии потребляемой всем организмом. При усилении умственной деятельности потребление питательных веществ в нейронах головного мозга так же увеличивается.

На первый взгляд ничего особенного.

Но если рассмотреть этот процесс с учётом выявленных нами фактов, то проявляется довольно интересная закономерность. При усилении мыслительных процессов, которые как мы уже знаем, проходят на уровне сущности наблюдается увеличение потребления питательных веществ нейронами головного мозга на уровне физического тела.

Если отбросить всё лишнее, то получается следующее: при усилении потребления на уровне сущности увеличивается выработка энергии на уровне физического тела. Одно потребляет — другое вырабатывает. Из этой не затейливой закономерности выходит довольно весомый вывод: клетки тела являются своего рода генераторами энергии для обеспечения жизнедеятельности сущности.

Реинкарнация.

На вопрос о том является ли земная жизнь сущности единственной или мы приходим в этот мир не единожды, довольно убедительно свидетельствуют многочисленные случаи выявленной реинкарнации. Количество статей и программ по этой тематике очень велико, поэтому я приведу лишь один пример для тех, кто ещё по каким-то причинам не интересовался данным феноменом.

«В 70-х годах XX века мир облетела такая сенсация: 12-летняя Елена Маркард из Западного Берлина, придя в себя после тяжелой травмы, вдруг заговорила на безупречном итальянском языке, которого раньше не знала.

При этом девочка утверждала, что зовут ее Розетта Кастельяни, что она из Италии и родилась в 1887 году. Когда девочку отвезли по указанному ею адресу, дверь открыла дочь Розетты, умершей в 1917 году. 12-летняя (!) Елена узнала ее и воскликнула: «Вот моя дочь Франса!..»

Жизнь после смерти: от веры к знанию

Несмотря на ограниченность нашей возможности в познании этой реальности при помощи материальных средств, на сегодняшний день существует ряд ее характеристик, полученных при помощи экспериментов и наблюдений ученых, исследующих эту проблему.

Эти характеристики были перечислены А.В. Михеевым, научным сотрудником Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета в его докладе на международном симпозиуме «Жизнь после смерти: от веры к знанию» который проходил 8-9 апреля 2005 года в Санкт-Петербурге:

«1. Существует так называемое «тонкое тело», являющееся носителем самосознания, памяти, эмоций и «внутренней жизни» человека.

Это тело существует… после физической смерти, являясь на время существования физического тела его «параллельной компонентой», обеспечивающей вышеуказанные процессы. Физическое тело – лишь посредник для их проявления на физическом (земном) уровне.

2. Жизнь индивидуума не заканчивается текущей земной смертью. Выживание после смерти – естественный закон для человека.

3. Следующая реальность разделена на большое количество уровней, различающихся по частотным характеристикам их составляющих.

4. Местоназначение человека при посмертном переходе определяется его настройкой на определенный уровень, являющейся суммарным результатом его мыслей, чувств и поступков при жизни на Земле.

Подобно тому, как спектр электромагнитного излучения, испускаемого химическим веществом, зависит от его состава, точно также посмертное местоназначение человека определяется «составной характеристикой» его внутренней жизни.

5. Понятия «Рай и Ад» отражают две полярности, возможные посмертных состояний.

6. Кроме подобных полярных состояний, имеет место ряд промежуточных. Выбор адекватного состояния автоматически определяется мыслительно-эмоциональным «паттерном», сформированным человеком при земной жизни.

Именно поэтому негативные эмоции, насилие, стремление к разрушению и фанатизм, чем бы они не оправдывались внешне, в этом отношении крайне губительны для дальнейшей судьбы человека. Это является твердым обоснованием для персональной ответственности и следования этическим принципам».

Все вышеприведенные аргументы просто удивительно совпадают с религиозными знаниями всех традиционных религий. Это повод отбросить сомнения и определится. Не правда ли?

Оксана Елисеева
уважаемый Гость
Аватара пользователя

Re: Душа - желание или реальность

Оксана Елисеева » 22 янв 2020, 13:56

Корни анимизма: как у людей появилась душа?

Изображение
В прежние времена люди верили, что у животных, растений, камней, гор, рек, моря и даже явлений природы, и, конечно же, у них самих есть некая нематериальная субстанция, сущность, которая управляет ими. Каким же образом возникает представление о том, что в материальном теле – человека, животного или камня, есть нечто такое, что нематериально, и вдобавок управляет им?Для начала нам нужно понять, какое явление в окружающем мире могло подвигнуть человека подумать, что в его теле скрывается нечто особенное, нечто такое, что может выходить из тела и входить обратно, нечто такое, что может управлять им. Основным таким моментом в жизни древнего человека считается смерть. Именно смерть являлась той непостижимой тайной, которая возникала перед человеком, когда он начал осознавать себя как нечто отдельное от природы.

Приведу слова Л.Я. Штернберга из его курса лекций "Первобытная религия в свете этнографии", так как лучше него и не скажешь:
«Со времени первого появления человека и до настоящего времени ни одно явление не вызывало в нём столько сильных эмоций и такого напряженного процесса мысли, как смерть, это странное, непонятное явление, идущее коренным образом вразрез с самыми сильными инстинктами всякого живого существа, логическое отрицание всего существующего и самого смысла существующего».
То есть смерть была абсолютно непонятным и нелогичным явлением, и не воспринималась людьми как естественный исход жизни всех живых существ. Это ощущение неестественности смерти отразилось в верованиях многих народов традиционных сообществ.
«Этнографические наблюдения у самых различных племён земного шара согласно свидетельствуют, что первобытный человек не верит в естественную неизбежность смерти: люди никогда не умирали бы, если бы не те или другие случайные злые козни людей и духов»[1].
Поэтому смерть для человека первобытнообщинного строя является некой несправедливостью, а не естественным процессом. Поэтому он так страшится и пугается смерти, и боится умерших – ведь, по его представлениям, они завидуют ему, что он остался жив, и хотят причинить зло.
«Да и самое представление о смерти у него совершенно другое», пишет Штернберг. Какое же?

«Вот сидящий перед ним цветущий, веселый, крепкий человек, радостно смеющийся, вдруг мгновенно преображается: глаза закатились, лицо побелело, руки и ноги вытянулись, как жерди, и человек падает, как бревно, на землю неподвижным трупом. Никакие зовы, ни крики, ни плач, ни даже удары не вызывают ни малейшего отклика. Поверить, что с этим за минуту до того ещё крепким и весёлым человеком всё кончено, что он никогда не будет возвращаться торжествующий с добычей в родное селение, не сядет за пиршество, не запоёт песни, не будет ласкать женщину — поверить в это кажется ему величайшей нелепостью. Мало того, ему никогда и не приходит в голову такая мысль.

Он начинает припоминать случаи, которые бывали с ним или его родичами, когда вот точно так же «умирал» человек, как вот этот, и потом снова становился таким, как и прежде. Сейчас после удара в голову, нанесенного палицей врага, или после потери крови от полученной раны он «умирал как вот этот», но потом снова становился таким же, как и прежде. Случалось, что воскресали даже спустя много дней. То же должно случиться и с этим, сейчас умершим на его глазах. Поэтому у многих племен так долго держат покойников. Но проходят дни, много дней, и умерший не только не воскресает, но начинает издавать запах, начинает разлагаться. Приходится его удалить подальше от людей или самим уходить от него, покинув его в том месте, где он умер. Потеряна, по-видимому, всякая надежда на воскресение.

Но вот он его снова увидел, живым, таким, каким он был. Это случилось ночью. Он явился весёлый, здоровый и рассказывал ему про свои дела, болтал, смеялся. Мало того, в ту же ночь он приходил и не к нему одному — видели его многие. Сомневаться в действительности этого явления невозможно. Но на том месте, где лежал покойник, по-прежнему лежит бездыханный труп. Значит, тот был другой, двойник этого „умершего". Но где же он был раньше, этот странный живой двойник? Ведь у тех, которым случалось воскресать, он существовал и раньше, и двойники их не исчезали после воскресения: и во сне, и наяву являлся тот „настоящий". Да и его самого, совсем никогда не умиравшего, многие видели во сне у себя дома, на охоте, в то время как он, несомненно, никуда не отлучался в эту ночь. Да и сам он видел себя не раз во сне в полной реальности бродящим по лесу, гоняющимся за зверем, гостящим в другой деревне, а между тем домашние его уверяют, что он никуда не отлучался. Смерть, значит, тот же сон, только более продолжительный.
Сопоставляя всё это, он приходит к несомненному убеждению, что в нём, как и во всяком другом живом человеке, живёт какое-то существо (одно или несколько), которое, пока пребывает в его теле, даёт ему жизнь, даёт ему возможность двигаться, чувствовать, мыслить и т. д. Когда же оно отлучается от него, например, во время обморока, летаргии, сна, оно превращается в двойника его самого, оставляя его неподвижным, бесчувственным. И стоит ему снова вернуться, вселиться в него, как он становится живым, настоящим человеком».

Сон и смерть
Представление о том, что смерть и сон связаны, самым разнообразным способом отражено в мировом фольклоре и в нашем языке. Например, мы до сих пор говорим об умершем «покойся с миром», «пусть земля ему будет пухом», «он уснул вечным сном». Кстати – слово «покойник» происходит от слова «покой».


В греческой мифологии бог смерти Танатос – брат-близнец Гипноса, бога сна, и оба они сыновья богини Ночи - Нюкты.


Изображение
Гипнос и Танатос несут тело Сарпедона. Фрагмент росписи краснофигурного кратера Мисона.
Большое количество героев народных преданий спят после тяжелой битвы: таков король Артур, который спит на острове Авалон, таков великан – хранитель чувашского народа Чемень, Финн Макк Кумал, герой кельтских мифов, спит на острове Скай. Согласно грузинской легенде, царица Тамара вечно спит на золотом ложе, но когда дойдёт до неё голос людской скорби, она проснётся и воцарится вновь. Герой нартского эпоса Сосруко спит в ледниках Эльбруса. В сказках смертным, непробудным сном спят красны девицы и добрые молодцы. Например, в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» королевич Елисей считает свою невесту умершей, в то время как она спит. Марьюшка несколько раз приходит к Финисту-Ясному соколу, но тот не может проснуться. В чеченской сказке «Спящий джигит» девушка ухаживает за своим суженым три года, прежде чем тот просыпается.

В древнейших захоронениях, относящихся ещё к верхнему палеолиту (50-10 тысяч лет назад), умершего связывают, очевидно, чтобы он не встал и не ушёл – как, например, если бы он заснул, а потом захотел встать. Более подробно можно почитать, например, в этих статьях: http://maxbooks.ru/relige/rilhit14.htm и https://arheologija.ru/bader-pogrebeniy ... ke-sungir/.
Из лекций антрополога С. Дробышевского https://postnauka.ru/video/101944 также мы узнаём, что существовала практика подрезания поджилок на ногах, опять же – наверняка для обездвиживания умершего. Такие находки есть в Костенках-14, в Дольни-Вестонице-3.
Видимо, с такими же целями некоторые погребённые завалены тяжёлыми каменными плитами. От каменных глыб ведут своё начало склепы и гробы, и вплоть до сегодняшнего дня существует обычай заколачивать крышку гроба, хотя мы не древние люди и понимаем, что в этом нет никакого смысла.

Представление о том, что умерший может встать, отражено в сказках, в которых в качестве испытания нужно просидеть на могиле умершего отца несколько ночей. За это можно получить вознаграждение – обычно это волшебный конь, например, Сивка-бурка или три волшебных коня, как в чеченской сказке «Три брата» https://skazkii.ru/tri-brata-chechenskaya-skazka. Здесь вставание отца из могилы уже исчезло под культурными наслоениями, и он выступает лишь как даритель, но в белуджской сказке мы видим, для чего нужно находиться на могиле: «Отец выходит из могилы страшной змеёй, герой его убивает, раскапывает могилу и находит там лошадь, меч и ружье (Белуджские сказки 198)»[2]. Вполне очевидно, что если умерший выходит в виде страшной змеи – это опасно, и поэтому его нужно обязательно сторожить, чтобы предотвратить беду.

Поверье, что на могилах умерших людей обязательно нужно находиться несколько дней, есть в представлениях многих народов. Такие данные приводит В.Я. Пропп в работе «Исторические корни волшебной сказки»:
«На могилу ходят «сидеть», чтобы вернуть покойника, если он встанет, в могилу. Это наблюдается уже с очень ранних пор. Так, фон ден Штейнен рассказывает, что у индейцев паресси родственники пребывают на могиле в течение шести дней после смерти, во время которых соблюдается строжайший пост. "Если мертвец до шести дней не стал вновь живым, то дольше уже не сидят, тогда он прибыл на тот свет" (Steinen 434). То же известно из Папуасского залива в Южной Новой Гвинее. Там старший шурин умершего караулит на могиле пять дней и пять ночей. Время от времени он поднимается, размахивает руками по воздуху и поднимает вой, чтобы отогнать от трупа дух умершего. По истечении пятого дня приходят родственники. Дух — если предполагается, что он всё ещё здесь, — отгоняется общим криком (Кунов 115)».
Из этих поверий выросло современное нам христианское сидение с покойником и чтение в течение трёх ночей. На этой же основе существует множество страшных сказок, что если не отсидеть эти три дня (или сколько положено), то умерший может ожить и причинить вред живущим.

Отражение, изображение
Возникновение понятия некоего «двойника», по Штернбергу, заставляет человека внимательнее присмотреться к другим своим двойникам – к тени, отражению в воде, и даже отражению в зрачках другого человека. Конечно, нельзя точно сказать, какое из представлений о «двойнике» возникло раньше, но то, что эти представления связаны, отмечают очень многие исследователи.
Л. Я. Штернберг приводит примеры: „Человек в наших глазах никогда не умирает, а странствует около"—говорят макузи (Гвиана). Эти изображения как нельзя более подтверждают его гипотезу, выведенную на основании своих сновидений. И у многих первобытных и даже у культурных народов, между прочим у римлян, тень и душа — синонимы. Ко многим примерам, обычно приводимым, можно прибавить орочей, у которых душа и тень выражаются одним словом „Ьаца".
Что же касается отражений в воде или в зрачках, то, по всей видимости, представление о связи отражений и души человека идёт от сопоставления с изображением, магические свойства которого мы разбирали во второй статье про магию. Древние люди считали, что, проделывая определённые действия с изображением животного, могут на него воздействовать, и отсюда вполне могла родиться мысль о том, что их собственные изображения, в частности, отражения, скрывают такую же магическую возможность.

С появлением фотографии люди, не знакомые с этим явлением, стали приписывать ей магические свойства. Например, о таких поверьях среди африканцев упоминает известный путешественник и натуралист Джеральд Даррелл. Вот как он описывает эпизод, приключившийся с ним на африканском базаре:
«Моих помощников и шофёра засосало в красочном водовороте толпы, как муравьёв в банке патоки, и я оказался предоставлен самому себе. Я немного побродил вокруг, потом подумал, не поснимать ли жителей горных селений, вынул фотоаппарат и стал наводить на фокус. Что тут началось! Ад кромешный: торговцы вмиг побросали свои товары и все пожитки и с дикими криками кинулись в ближайшее укрытие. Я даже растерялся – ведь африканцы обычно очень любят сниматься – и спросил у стоявшего рядом хауса[3], что случилось. Последовало любопытное объяснение: видимо, горцы уже знают, что если фотоаппарат направить на человека, потом получается его портрет. Но они твёрдо уверены, что вместе со снимком к фотографу переходит частичка души того, кто фотографируется, и, если снимков сделать много, фотограф обретёт над ним полную власть»[4].

Но не только африканцы в 50-е годы ХХ-го века полагали, будто с фотографией к другому человеку переходит власть над ними. Это суеверие успешно используется современными гадалками, экстрасенсами и прочими целителями во всём мире с целью повлиять на человека через его фотографию.

Представление, что в отражении или изображении содержится душа человека, живо до сих пор. Например, существует обычай занавешивать зеркала, чтобы в них не отразилась душа умершего и не осталась в этом мире.
Поверье о связи изображения с человеком или божеством есть и в современных религиях. В исламе, как мы знаем, запрещено изображать живые существа. Вот как звучит этот хадис[5]:
«Сообщается, что как-то раз к Абуллаху бин Аббасу (да будет доволен Аллах ими обоими) пришёл один человек и сказал: «О, Абу Аббас, поистине – я человек, и я зарабатываю на жизнь своими руками, делая эти изображения». Ибн Аббас сказал: «Я скажу тебе, что сам слышал от Посланника Аллаха, а он сказал. Тому, кто создал какое-либо изображение того, в чем есть живой дух, Аллах станет подвергать мучениям, пока он не вдохнёт в него дух, а он не сможет сделать этого никогда». Услышав эти слова, человек глубоко опечалился. Тогда Ибн Аббас сказал ему: «Горе тебе, если ты уже этим занимаешься, но уж если и дальше хочешь заниматься этим, то тебе следует рисовать деревья и всё то, в чём нет духа» http://yro.narod.ru/bibliotheca/islam.htm.

Основой для подобного поверья стала вторая заповедь из книги Исход, а точнее её первое предложение: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (глава 20, стих 4). Так как христианство тоже берёт в свою основу Ветхий Завет, то в эпоху его становления было сломано немало копий в борьбе между сторонниками икон и их противниками, которые считали, что нельзя создавать любые изображения божеств и святых, от рисунков до скульптур. Это движение известно в истории под названием «иконоборчество».


Тень
Тень тоже получает своё развитие. Как пишет Л. Я. Штернберг, «у древних римлян с их тройной душой: umbra—тень, витающая вокруг могил, spiritus— дух, возносящийся к звездам, и manes — маны, которые идут в ад». Впрочем, есть и другое толкование последней категории: души или тени умерших - manes - являются покровителями семьи и рода. Обычным было выражение dii manes - "боги-маны". Сокращение этих слов в виде надписи "D. M" - "dis manibus" - "богам-манам" постоянно встречается на надгробных памятниках древних римлян[6].
В древнегреческой мифологии умершие существуют в виде теней, Аид так и называется – царство теней. В мифе «Орфей и Эвридика» главный герой спускается в Аид, чтобы увести оттуда тень своей любимой.

Орфей везёт Эвридику на ладье Харона.

В работе «Религия в истории народов мира» Токарев С.А. приводит такую информацию о поверьях, существовавших в Древнем Египте: «Грешные люди после смерти теряли свою тень, её пожирало одно из адских чудовищ»[7]. Пожирание чудовищем означало окончательную смерть для части души, которая именовалась «шуит».
Особой властью обладала тень фараона: «Каждый шаг и жест фараона был исполнен глубочайшего смысла и окружён всевозможными церемониями и предосторожностями. Было поистине несчастьем, если его тень падала на кого-то; случайное прикосновение фараона также было дурным предзнаменованием, и избавить от несчастья могло только его извинение»[8].

Представление о тени, как о душе, переходит в сказки. Например, в абхазской сказке "Воскресший царевич" главный герой отправляется в путешествие: «Подъехал он однажды к тому месту, где земля с небом сходятся: дальше и ехать некуда – край земли. Смотрит – в скале щель открылась, и в неё проскочила тень какого-то умершего человека. Недолго думая, юноша последовал за ним».


Дыхание
Л.Я. Штернберг приводит примеры, как связь дыхания и тени с душой отражается в языке: «Яванцы, западные австралийцы, калифорнийские индейцы и многие другие племена употребляют одно и то же выражение для „души, дыхания, жизни". Но другие, как, например, гренландцы, рядом с этой внутренней душой - дыханием признают и внешнюю душу – тень. Точно также санскритское atman, семитское neschama, латинское spiritus, славянское дух, душа – всё это синонимы процесса дыхания и души».
В русском языке существуют устойчивые выражения, выражающие связь дыхания и души: «испустил дух», «и дух вон/душа вон», «вдохнуть душу», «вдохнуть жизнь». Русские слова «дух» и «душа» происходят от слов дыхание, дышать. Это хорошо видно на примере слов «вздохнуть», «выдохнуть», им родственно слово «воздух».

На сайте https://lexicography.online/etymology/% ... 1%83%D1%85 есть разбор из разных словарей:
«Душа́. Общеславянское слово, образованное от той же основы, что и духъ», этимологический онлайн-словарь Крылова Г. А.
«Дух. Общеславянское существительное индоевропейской природы, имеющее тот же корень, что глаголы дохнуть, дышать», этимологический онлайн-словарь Крылова Г. А.
«Дух. Общеславянское индоевропейского характера. Того же корня, с перегласовкой, что и дышать (см.). Суф. производное (суф. -х- < -s-) от той же основы, что и дуть (см.), нем. Tier «животное» (буквально — «дышащее»), лит. daũsos «воздух» и т. д. Первоначально — «дыхание», «воздух», этимологический онлайн-словарь Шанского Н. М.

Отсюда же идёт представление, что духи невидимы – как и воздух. Из этой же мысли рождается поверье, что птицы – это вместилища духа, или что душа умершего является живым в виде птицы, так как птица – это принадлежность воздуха. Это представление сохранилось в языке в виде выражения: "душа летает", либо - "душа отлетела", если человек умер.

Кровь
Другой двойник, по наблюдениям древних, кроется у человека в крови. «Отсюда такие представления, как библейское «кровь — это душа». Отсюда и это всеобщее «табу» крови, как обиталище духа, всесильного и страшного. Конечно, тут дело идёт не о субстанции крови, а о её обитателе или её олицетворении, которое творит жизнь и смерть», - пишет Л. Я. Штернберг.
Вот что говорится об этом в Торе: «Но старайся не есть крови, ибо кровь – это душа; не ешь же души вместе с мясом. Не ешь её, на землю выливай её, как воду. Не ешь её, чтобы хорошо было тебе и сынам твоим после тебя, ибо этим сделаешь ты угодное Богу. [Тора, "Дварим", "Рээ", 12:23-12:25]» https://www.laitman.ru/tora/196962.html.
Мы говорили об этом запрете во второй статье о тотемизме. В тот момент мы рассматривали кровь как часть животного, запрещённое к употреблению, так как, по тотемистическим представлениям, если не съесть какую-либо часть животного, можно возродить его к жизни. Теперь, когда мы знаем, что, по представлениям древних, в крови находилась душа животного, нам становится понятно, почему животное возрождается после съедения – ведь живой остаётся его душа.

С кровью и представлением, что в ней живёт душа, связаны многие народные поверья, например, заговоры крови. Считалось, что с кровью можно поговорить, упросить её прекратить вытекать из тела. Древние люди не знали, что, как только у человека возникает рана, в организме начинается работа системы гемостаза: свёртывания крови.
Процесс примерно можно описать так: сначала происходит сужение сосудов и закупорка тромбоцитами места повреждения сосудистой стенки. Время гемостаза у здорового человека составляет примерно 1-3 минуты. Само свёртывание крови происходит путём образования в крови нитей белка фибрина, который полимеризуется и образует тромбы, в результате чего кровь теряет текучесть, приобретая творожистую консистенцию. Время образования фибринового сгустка — около 10 минут (Википедия, статья "Свёртывание крови").
Для человека, незнакомого с этим механизмом, процесс свёртывания крови представал в таком свете, будто бы кровь «слушалась» своего просителя, а не останавливалась сама по себе. Впрочем, есть и такая болезнь, гемофилия, при которой кровь плохо свёртывается, и в этих случаях, вполне возможно, люди понимали это так, что кровь «не слушается».

Кровь, как вместилище души, можно встретить и сказках. В многочисленных сценах, в которых главный герой борется с чудовищем/с многоголовым Змеем, он просит своих братьев/ помощников не спать, а сторожить его полотенце/платок: «На третью ночь собирается Иван — коровий сын идти на дозор. Воткнул он нож в стену, повесил на него белое полотенце, а под ним на полу миску поставил.
— Я на страшный бой иду. А вы, братья, всю ночь не спите, присматривайте, как будет с полотенца кровь течь: если половина миски набежит — ладно дело, если полная миска набежит — всё ничего, а если через край польётся — тогда спешите мне на помощь».
Здесь мы также видим не только душу, живущую в крови человека, но и магию контакта – что происходит с владельцем платка/полотенца, то происходит и с самой этой вещью.

Сердце
У многих народов вместилищем души является сердце. Первобытные люди, питающиеся мясом животных, не могли не заметить, какую жизненно важную роль играет сердце для живого организма.
Как поэтично описывает Л. Я. Штернберг: «Ритмическая пульсация артерий, так явственно ощутимое биение сердца, ни на минуту не умолкающее при жизни и навсегда прекращающееся с наступлением смерти, так прозрачно указывает, что существо, производящее и прекращающее движение крови, и есть то существо, которое нас оживляет при жизни и продолжает жить после нас в лице нашего двойника. Поэтому сердце — центр этого процесса — у многих народов часто сливается с понятиями „дыхание, дух, душа"; так, например, ацтеки полагают, что при смерти изо рта выходит нечто, похожее на человека, его „двойник", julio, и на вопросы о существе, уходящем после смерти в другой мир, они отвечают, что это - сердце, которое собственно есть дыхание».
Связь сердца с душой очень хорошо отражена в русском языке: во многих выражениях мы можем использовать сердце и душу как синонимы: «болит сердце» и «болит душа»; «сердце ушло в пятки» - «душа ушла в пятки»; «сердцем чует» - «душа чует», «сердце подсказывает» - «душа подсказывает», «сердце замирает» - «душа замирает», «заглянуть в сердце» - «заглянуть в душу» и многие, многие другие.

В мифологии Древнего Египта сердце, как одно из вместилищ души, на суде Осириса помещалось на весы богини Маат (истины, правды, порядка), чтобы узнать, насколько благочестиво жил человек. С другой стороны на весы клали перо – символ богини. Сердце должно было весить столько же, сколько и перо, если же это было не так, то оно пожиралось чудовищем - богиней Аммат.


Суд Осириса, взвешивание сердца умершего. За Тотом изображено чудовище Аммат, готовое сожрать сердце.

Во второй статье о магии мы говорили о том, что определённым людям нельзя было есть определённые части животного, например, женщине нельзя было есть сердце медведя, в мужчине – сердце зайца, так как с сердцем передаются свойства животного.

Сердце играет важную роль и в сказке, например, в уже приведённой мной в статье о тотемизме индейской «Сказке о Скагеди». В ней сочетаются три сверхъестественных представления: тотемистические, магические и анимистические.
Сюжет состоит в том, что охотники в период голода прикасаются к волшебному мешку колдуна и загадывают себе зверя, которого хотели бы убить – это магия подобия. Охотник представляет себе зверя, которого хотел бы добыть и тем самым как бы воспроизводит сцену охоты. Далее, охотники получают наказ от колдуна, что никто не должен съедать сердце убитого им зверя. Это тотемистический запрет на съедение какой-либо части животного, с тем, чтобы потом оно могло заново возродиться. Запрет же именно на съедение сердца связан с поверьем, что именно в нём живёт душа животного, а душу съедать нельзя – иначе зверь не возродится. Охотник по имени Скагеди съедает сердце убитой им рыси и остальные охотники остаются без добычи.
Мы видим здесь, как постепенно переплетаются магия и представления о душе, как это было с магией и тотемизмом, когда люди начали верить в магическое влияние тотемистических танцев на охоту, а впоследствии – во влияние на них тотемистических предков.

Конечно, примеров намного больше, чем можно показать в одной небольшой статье, однако и мой рассказ ещё не окончен. Появление понятия души связано не только теми с физиологическими процессами, которые мы разобрали. Есть и другие аспекты жизни человека, повлиявшие на возникновение этой идеи, и мы их рассмотрим в следующей статье.

Пред.

Вернуться в Мистерии. Шаман онлайн

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Яндекс.Метрика