Новые публикации
ДухСо пробы "Ф" за № 55-12 (авторское чтение): ДухСо - 25
Она намеков на  подобный знак не переносила, а тут такой огромный и отвратительный! 
ДухСо пробы "Ф" за № 55-12 (авторское чтение): ДухСо - 24
Неужели моё! Неужели привалило? Затопчу! Растерзаю! 
Жития Грешка и Гармонии (авторское чтение): Жития Грешка (чтение) (4)
Я красоты от страсти ждал. И по заслугам низко пал...
Новые комментарии
ИГо написал(а): Ага. что-то отвлекалО... или подгонялО... Может, переговорю... ( с кем надо :sm7 Давай еще! -кричали...
Маша написал(а): Игорь Валерьевич, поторопились :-(
ИГо написал(а): Дорогие слушатели, по секрету вам скажу, что скоро начну чтение Ромодановских двориков, я понимаю, что вам не терпится побыстрее прослушать главы
Новое фото
Новое фото Глот Изыскатель (ДУХСО)

Текущее время: 02 апр 2020, 16:36

Нации, народы, племена

Ответить


Этот вопрос предназначен для предотвращения автоматической отправки форм спам-ботами.
Смайлики
:-| :smile: ;) :( :o :shock: :cry: :twisted: :roll: :mrgreen: :geek: :-( :-) :mi_ga_et: :ya_hoo_oo: :dan_ser: :co_ol: :-ok-: :hmmm: :jokingly: :happy: :good: :-P :drink: :cool: :-? ::yaz-yk: :uch_tiv: :ta_n_cor: :bet_ment: :jn_pu_sk: :tema-close: :gir_l-fri_end: :goria_cho: :pro_tiv: :ga-ze-ta; :wo_ol: :ya-za: :son-ce: :ts_ss: :lo)(ve: :ti_pa: :pri_vet:-: :is_te_ri_ka: :ro_za: :lo_ve: :ki_ss: :bra_vo: :a_g_a: :ras_pal_cov_ka: :hu_li:gan: :idea: :?: :k_i_n_g: :zvez_ochki: :v_i_k_i_n_g: :na_met_le: :ohot_nik: :-:ok:-: :ko_re:sha: :nez-nayu: ;;-))) :grin: :st_op:
Ещё смайлики…
BBCode ВКЛЮЧЁН
[img] ВКЛЮЧЁН
[flash] ВЫКЛЮЧЕН
[url] ВКЛЮЧЁН
Смайлики ВКЛЮЧЕНЫ
Обзор темы
   

Развернуть Обзор темы: Нации, народы, племена

Re: Нации, народы, племена

Сообщение ГудБай » 21 фев 2020, 15:13

Аль-Халладж
Мансур аль-Халладж еще в юности отверг своих учителей и отправился в Багдад к Джунайду. Проучившись у него двадцать лет, он бросил все, порвал с суфиями и уехал из Багдада.

Аль-Халладжа одолевала жажда мученичества и смерти. Он призывал убить его, чтобы пострадать за грехи людей. «О мусульмане, помогите же мне! Спасите меня от Бога! О люди, Бог дозволил вам законно пролить мою кровь – убейте же меня. Так и вы будете вознаграждены, и я обрету упокоение». В другой раз он вознес молитву: «Прости каждому – и накажи меня за их грехи».

В поисках абсолюта аль-Халладж достигал озарений, в которой сливался с истиной и сам становился Богом. «Бабочка летит в огонь и сама становится огнем», – говорил он, а однажды, впав в экстаз, воскликнул: «Я – Аллах!».

За это его обвинили в богохульстве. Джунайду по приказу халифа пришлось выступить в роли судьи и подписать своему ученику смертный приговор. Он написал: «Внешне мы признаем его виновным», – и попросил мусульман не мешать аль-Халладжу умереть, «ибо время истины еще не пришло».

В 921 году аль-Халладж был казнен: ему дали пятьсот плетей и по очереди отрубили руки, ноги, язык и голову, после чего пропитали маслом и сожгли. Его учение произвело огромное впечатление на мусульман. Даже сто с лишним лет спустя его последователи еще ждали его воскресения и собирались на берегу Тигра у позорного столба, где висело его тело, надеясь, что он вернется.

Re: Нации, народы, племена

Сообщение ГудБай » 16 фев 2020, 09:58

Шибли

Отношения Шибли и Джунайда напоминали отношения монаха-послушника и старца. Когда Шибли поступил к Джунайду в обучение, тот обязал его целый год ходить на базар и продавать серу. Потом он еще год должен был просить милостыню, причем все, что он собирал, Джунайд отдавал другим ученикам, а Шибли приходилось голодать. Через год учитель допустил его прислуживать своим гостям, странствующим суфиям, и Шибли беспрекословно выполнял все их указания, говоря, что чувствует себя худшим из людей.

Позже Шибли сам заставлял своих учеников проходить духовные практики: прожить несколько дней в пустыне без пищи и воды, совершить хадж в Мекку, ничего не взяв с собой. Ему говорили, что ученик в дороге может умереть, но Шибли отвечал: лучше погибнуть на трудном подъеме вверх, чем на легком спуске вниз.

Большинство арабов считали Шибли сумасшедшим. В состоянии экстаза он мог прыгнуть в реку или огонь. В такое время на него надевали цепи и сажали в сумасшедший дом. Когда его называли безумцем, он отвечал: не я, а вы безумны, — вы поймете это в Судный день.

Он сыпал себе в глаза соль, чтобы не спать, и царапал до крови свое тело, говоря, что истина причиняет ему такую боль, что он не может ее выносить и вынужден наносить себе раны. Когда его одолевали плотские мысли, он хлестал себя сухим хворостом, который всегда держал в своей келье, или бился всем телом о стену. Он говорил, что хочет укрыться в горах, где его никогда бы не нашли.

Шибли проповедовал, что не нужно беспокоиться не только об этом мире, но и следующем. Он говорил, что хочет сжечь Каабу и сам Рай, чтобы люди любили Бога ради Него самого, а не ради обещанного блаженства. Он завидовал даже дьяволу, потому что тот получил свой «халат осуждения» из рук самого Бога.

Re: Нации, народы, племена

Сообщение ГудБай » 14 фев 2020, 09:27

Джунайд и его ученики
В Багдаде самым известным суфием был Джунайд, сын стекольщика и торговец шелком. Он неплохо зарабатывал торговлей, но вел сдержанный и скромный образ жизни и мало ел, хотя при этом был толст.

К суфизму его привел пусть аскета. «Суфийский путь открылся мне не через бесполезные разговоры или диспуты, – говорил он, – а через голод и бессонницу, через отказ от мира и отказ от того, что мне нравилось и что удовлетворяло мое воображение». Каждый человек, утверждал Джунайд, греховен уже изначально, просто потому, что он есть. Как-то он спросил у Аллаха, за что ему было послано какое-то трудное испытание, и тот ответил: «Нет большего греха, чем твое существование».

В учении суфизма Джунайд воплощал благоразумие, равновесие и трезвость. Он был против «опьянений», экзальтированных выходок и опрометчивых высказываний, которые часто практиковали другие суфии. Опираясь на широкое толкование Корана, он пытался примирить суфизм с исламом.

Отчасти ему это удалось: ученики Джунайда, Хасан Тонухи и Мухаммед Садафи, открыто проповедовали суфизм в мечетях. Но параллельно с этим и в той же среде развивался совсем другой полюс суфизма: экстатический, бескомпромиссный, враждебный миру, полный вдохновенной мистики и безумных озарений. Его воплощали два других ученика Джунайда – Абу Бакр Шибли и Мансур аль-Халладж.

Re: Нации, народы, племена

Сообщение ГудБай » 20 янв 2020, 09:48

Преследования
Встретившись с суфизмом, традиционный ислам сразу принял его в штыки. Отклонения суфиев от догмы были очевидны и даже вопиющи. Эзотеризм, мистические откровения, тайное знание, крайний аскетизм, экстатические состояния – все это напоминало скорее не ислам, а восточные секты и христианские ереси вроде гностицизма.

Тот же аль-Халладж ставил Христа выше Мухаммеда, считал его состоявшим из «духа Божия» и учил о слиянии человека с Богом. Обращаясь к Аллаху, он писал: «Твой дух смешивается с моим духом, как вино с прозрачной водой». Его мало интересовали пророк Мухаммед, законы шариата и все исламские ценности. «Иудаизм, христианство и ислам, как и другие религии, – говорил он, – это всего лишь названия. Цель, к которой посредством них стремятся люди, никогда не меняется».

Ярым гностиком был и аш-Шалмагани, утверждавший, что в нем присутствует дух Божий. Иисуса он считал соединившим в себе божественную и человеческую природу, а Мухаммеда – обманщиком, которому Али – истинное воплощение божества – дал 350 лет власти, и этот срок уже на исходе. Его приверженцы отрицали шариат и проповедовали (по словам его противников) общность жен и совокупление с мальчиками, дабы старший «наполнил светом» младшего.

«Часть суфиев, – писал арабский историк Ибн Хазм, – говорила: кто достиг наивысшей степени святости, для того отпадают все заповеди веры, как молитва пост, милостыня и пр., а все запрещенное, как блуд, питье вина и т.п. – разрешено. И по этой причине они даже позволяют себе посягать на чужих жен. Они утверждают: мы видим Аллаха и говорим с Ним, и все, что он вкладывает в наши души, – истина».

Неудивительно, что ранних суфиев преследовали как злейших еретиков. Их пытали, сажали в тюрьмы, предавали мучительной смерти. Крупнейшие представители раннего суфизма: аль-Халладж, Айн аль-Кузат, ас-Сухраварди, аш-Шалмагани – были четвертованы, распяты или сожжены на костре. Многие суфии старались скрывать свое учение или излагать его аллегорически. Шейх Джунайд часто говорил иносказательно и обильно насыщал свои труды цитатами из Корана и хадисов. Несмотря на это, его тоже обвинили в ереси, и ему с трудом удалось оправдаться.

Но суфизм вопреки всем гонениям только разрастался и набирал силу. Что бы ни говорили халифы и улемы, для многих мусульман он был образцом предельно искренней веры, выражавшейся не только внешним благочестием, но и всей жизнью человека. Мусульман поражали слова и поступки суфиев, они видели в них святых людей, подвижников, героев веры, приближенных к Богу.

В конце концов, почитание и восхищение суфиями выросло до такой степени, что захватило даже иноверцев. Когда в Ширазе в 981 году умер глава суфиев, за его гробом шли не только мусульмане, но и христиане с иудеями.

Re: Нации, народы, племена

Сообщение ГудБай » 16 янв 2020, 15:43

Безумие ради Аллаха

поговорим о явлении, которое по масштабам и грандиозности называют «вторым исламом». Истоки его туманны и неясны: оно появилось незаметно, неизвестно где и как, скромно зародившись в недрах официальной догмы и долго прозябая на обочине магистральной веры. Первое время мусульмане ничего о нем не знали, потом не принимали всерьез, потом начали преследовать — и, наконец, стали его ярыми приверженцами.

Изображение
Название этого учения тоже является предметом домыслов и догадок. По одной из самых распространенных версий, оно произошло от слова суфф – шерсть. Ношению грубой шерстяной одежды у суфиев действительно придавалось большое значение. Подобно христианским монахам, они старались не использовать одежду, которая хоть чего-то стоила. Некоторые всю жизнь носили одну только джуббу, кое-как скрепляя ее заплатами, другие подбирали ветхое тряпье, брошенное на дороге. Многие суфии вообще не думали об одежде и носили все, что придется. Питались они тоже чем попало: тухлыми овощами, скисшей тыквой, гнилой морковью.

Все это мало соответствовало традициям ислама, – Коран не предполагал никакого аскетизма, – зато удовлетворяло потребность в подвижничестве и самоотречении, которую испытывали многие верующие. Один арабский князь, побывав в христианской церкви, сокрушался, что христиане лучше молятся Богу, чем мусульмане. Тогда, чтобы опровергнуть это мнение, ему указали на суфиев.

В суфизме было все то же самое, что и в монашестве христиан: покаяние, отрешенность от мира, ежедневный пост, бедность, терпение поношений и насмешек, любовь к ближним, смирение и кротость, даже юродство. По образу жизни многих ранних суфиев легко спутать с христианскими анахоретами.

Отшельник Увайс из Карана говорил: «Спасение в уединении», – и жил в пустыне, где постоянно молился и не притрагивался к пище. Ас-Сари никогда не ел мяса, делил свою трапезу с птицами и спал только сидя. Суфий аль-Халладж целый год простоял у Каабы босиком и с непокрытой головой, а в его плаще, который он не снимал двадцать лет, поселился скорпион.

Многие шейхи не ели, не пили и не спали месяцами и годами, хранили девственность, селились в пещерах и т.д.

Re: Нации, народы, племена

Сообщение vl_sokolov » 08 янв 2020, 10:47

Что делать с мусульманами?
Изображение
Репутация ислама в России, мягко говоря, плохая, и ясно, почему. «Норд-Ост», Беслан, взрывы в домах и метро, насильники-гастарбайтеры, наглые и агрессивные «гости с юга» на улицах и транспорте, — от всего этого за версту несет насилием и угрозой. После такого невольно кажется, что все представители ислама — злобные и враждебные чужаки, и соседство с ними по меньшей мере неприятно, а по большей — опасно.


Кроме того, есть и другой, «ползучий» ислам, который постепенно и незаметно окружает нас со всех сторон. В магазине мы с неприязнью косимся на смугло-бородатых продавцов, а в транспорте — на водителей и таксистов с характерной внешностью и отталкивающим акцентом. Заказ с пиццей нам приносит какой-нибудь экзотичный Ибрагим с непроизносимой фамилией, а выгребающий мусор дворник едва бормочет по-русски.

Потом мы идем в банк и общаемся в окошке с операционисткой — милой и улыбчивой девушкой по имени Асель. У соседей ребенок в школе дружит с Мурадом, и он приходит к ним домой, а фамилия учительницы — Загитова, она учит вашу дочь английскому. В поликлинике вас принимает хирург Гуссейнов — хороший и внимательный врач, о котором никто не скажет дурного слова. А местный нотариус — Зульфия Сулейманова, она очень толково консультирует население по вопросам наследования имущества.

Все это тоже мусульмане, но какие-то другие, цивилизованные, нормальные, «свои», иногда даже — лучше русских. Отношение к ним тоже другое: мы, в общем-то, готовы принять их в свое общество, особенно если они будут не слишком выпячивать свое мусульманство. Какая нам разница, какая медсестра делает нам укол — христианка, мусульманка или атеистка? Лишь бы она делала это хорошо.

О самом исламе мы тоже не хотим ничего знать. Нам наплевать на Коран и всякие там хадисы. Никому не интересно, были ли у мусульман какие-то великие поэты или математические школы, что происходило в их истории и каким они видят этот мир и почему. Все, что от ислама, для нас по умолчанию плохо, а что от России — хорошо. Мы с удовольствием замыкаемся в патриотическом высокомерии «местных», которые правы уже потому, что они у себя дома.

Разве мы не имеем на это права? Мы живем в своей стране, и если кто-то приехал к нам в гости, пусть не лезет со своим уставом в чужой монастырь и уважает наши традиции. Тут мы, правда, предпочитаем не вспоминать, что большинство приезжих мусульман живут на территориях, которые были завоеваны и присоединены — пусть из самых лучших побуждений, — Российской империей. Так что это скорей мы пришли к ним в гости, чем они к нам, и теперь — ответный визит. И гастарбайтеров мы тоже заводим сами, потому что многим у нас выгодно иметь рабочую силу за бесценок, а ради этого бизнес и власть готовы закрывать глаза на закон и вообще на все на свете. Судьба родной России их — чистокровных россиян — похоже, совершенно не волнует.

Но это все сложные вопросы политики и истории, а нас интересует только то, что происходит здесь и сейчас. А сейчас — нас убивают, насилуют, угрожают, унижают, вытесняют из собственного дома. Так, по крайней мере, нам кажется, и об этом свидетельствуют многие факты. Пусть большинство приезжает к нам просто на заработки и в поисках лучшей жизни, все равно это воспринимается как враждебность и угроза.

В итоге остается вопрос — а что со всем этим делать? Мусульмане в нашей стране никуда не денутся, они уже здесь и их будет еще больше. Можем ли мы сосуществовать с ними в мире? Должны ли мы пытаться найти общий язык или надо отвечать ненавистью и агрессией на агрессию? Как нам поступать с иммигрантами с Востока — принимать в духе пресловутой «толерантности», как говорит Европа, или вышвыривать обратно за границу, как предлагает Трамп? Может быть, принимать хороших и выбрасывать плохих, каким-то чудесным образом отличая одних от других?

Re: Нации, народы, племена

Сообщение Рита » 09 окт 2019, 12:32

«Снохачество». Я думаю, что особенно она пришлась бы не по вкусу матери жениха. И вот почему.

На Руси парни становились главой семьи довольно рано, лет в 13-14. При этом девушка могла быть на несколько лет старше. И пока молодой человек набирал мужскую силу, его отец с удовольствие исполнял супружеский долг, обучая молодую невесту всем премудростям любви.
Изображение
К тому же часто приходилось нести воинскую службу, находится вдали от дома, а жена не должна была оставаться без присмотра. И кому можно было больше доверить её, чем не родному отцу. Не известно, что думали об этом сами молодые девушки, но скорее всего особого выбора у них не было, иначе сложно было бы выжить в чужой семье с постоянными придирками её главы.

Re: Нации, народы, племена

Сообщение Рита » 27 сен 2019, 14:59

Изображение
«Гаски». молодёжь собиралась в одной избе, и пока горела свеча велись песни и пляски, а как только она гасла, то девушки и парни начинали заниматься любовью с тем, кто оказался рядом. И опять же «развлечение» без обязательств.

Найти логичное объяснение данному обряду у меня не получилось, возможно, вы сможете подсказать, в чём скрыт его глубокий смысл.

Re: Нации, народы, племена

Сообщение Игорь Галеев » 11 авг 2019, 14:15

Наряду с продвинутыми обычаями, идущими от шаманских знаний, у всех народов были и псевдо-обряды, лже-обычаи.
Психо-мир так устроен, что за спиной одного истинного 1000 кривляк стоит. Есть совершенно дикие обычаи, им служат много людей. .. А кто-то этим питается :-:ok:-:

Re: Нации, народы, племена

Сообщение Рита » 11 авг 2019, 13:23

Следующий обряд «Пугание будущих мам». Тоже звучит, согласитесь, весьма неприятно и настораживающе. Конечно, специальных родильных отделений в то время не было, как и квалифицированных специалистов. Роды принимали обычные бабки-повитухи и пользовались они своими методами.

Считалось, что роженица сможет скорее избавиться от плода, если очень испугается. Для этого стучали, гремели и прилагали всяческие усилия вызвать испуг у той, что была на сносях.

Интересно, не задумывались ли повитухи, что ребёнок из-за реакции матери мог родиться мёртвым или о том, как дальше скажется на его жизни такие внутриутробные страхи.
А ещё баб заставляли грызть косы или засовывать пальцы в рот, чтобы женщину начало рвать. Повитухи убеждали, что так роженица сможет быстрее стать мамой. Да уж, быть беременной в Древней Руси было не завидной участью.
Изображение

Re: Нации, народы, племена

Сообщение Рита » 08 авг 2019, 07:36

самые странные обычаи в Древней Руси

Иногда создаётся впечатление, что современное общество постигло полное сумасшествие. Всё потому, что человек стремится к новым впечатления и новым эмоциям, придумывая более изощрённые развлечения. Но оказывается, наши предки тоже отличались своими странностями. И вот какие обычаи считались вполне приемлемыми в Древней Руси.

Наши прапрадеды в некоторых случаях отличались особенной изобретательностью, граничащей со странностью. Ну как можно считать нормальным обряд запекания младенца в печи или обязанность молодой невесты спать с отцом жениха? От одной мысли об этом у современного человека волосы встают дыбом, а, тем не менее, для русского народа такие традиции считались вполне приемлемыми. Предлагаю подробнее узнать шесть самых несуразных обрядов, чтобы сформировать собственное мнении о том, как жили наши предки.

Обычай первый
Само название «Перепекание» уже должно было бы насторожить любую мать, но только не в Древней Руси. Оказывается, что сказки про Бабу Ягу, которая сажала на лопату непослушных детей и отправляла их в печь не совсем вымысел. Такое действо происходило и на самом деле, причём имело совершенно благие намерения.

Оказывается, что если на Руси рождался слабенький младенец или малыш имел кожные заболевания, то его обязательно отправляли в печь. Вот как это происходило. В семью приглашалась знахарка, которая с разрешения родителей пеленала младенца в сырое тесто, да так, что оставался открытым только ротик ребёнка, и размещала малыша на лопате. Потом печь доводили до жара и, под определённые заговоры, ребёнка на несколько секунд отправляли прямо туда, куда обычно ставят котёл с кашей. Затем младенца вынимали, но опять же через несколько секунд отправляли снова в печку.

Было очень важно знать точные слова заговора. Дело в том, что от правильно выверенных секунд зависела жизнь маленького человека, а если знахарка забывала или сбивалась, то просто могла потерять счёт времени и на самом деле запечь ребёнка.

Оказывается, что подобное кощунство можно объяснить с научной точки зрения. Перепад температуры и в самом деле способствовал тому, что организм младенца закалялся и становился крепче. А вот о количестве несчастных случаев лучше не задумываться. И это я уже не упоминанию о солоновании, когда малыша посыпали солью, с целью сделать его сильным и здоровым. Ужасно представить, что чувствовал при этом беззащитный младенец.

Изображение

Чем татары от башкир отличаются и почему это не один народ

Сообщение ЭтноФан » 07 июл 2019, 09:12

Чем татары от башкир отличаются и почему это не один народ

Изображение
Намедни ознакомился с одной статейкой на Дзене. Канал автора посвящён Татарстану и татарам, рекламировать я его, конечно, не буду. И вот он в ней ведёт речь о татарах и башкирах. Длинная статья и вроде даже грамотная.

Но! Красной нитью в его материале проводится мысль, что, мол, башкир — это татары. Ни более, ни менее. Не один даже народ, а именно — татары. Которые просто зовут себя башкирами, хулиганы эдакие.

Я живу в Зауралье и поэтому есть у меня знакомые и среди татар, и среди башкир. Однако мне никогда не приходило в голову отождествлять эти два народа. Даже при том, что нам, русским, не всегда ясна разница между ними.

И действительно: какая между татарами и башкирами разница?

Оба народа говорят на тюркских языках.

Оба эти языка относятся к кыпчакской группе.

Оба — к поволжско-кыпчакской подгруппе.

Оба народа исповедуют ислам суннитского толка.

Оба народа издавна соседствуют друг с другом.


Изображение
Казанские татары.
Единственная их разница в том, что они называют себя по-другому. А ещё считается, что среди башкир встречается больше людей с околомонголоидной внешностью (узкие глаза, тёмные прямые волосы, более тёмная кожа и т.д.). В то время, как татары часто мало чем отличаются от обычных европеоидов.

Кроме того, считается, что башкиры — это автохтонный народ Южного Урала. Они появились в результате смешения тюрков и финно-угров (в частности, древних венгров и их родственников хантов, манси, которые жили тогда южнее). В то время, как татары — народ пришлый, это прямые потомки булгар. Татары смешались с более европеоидными финно-уграми и славянами.

Изображение
Башкиры.
Также генетики утверждают, что у татар превалирует гаплогруппа R1a (у казанских), а у башкир — R1b. Причём у некоторых башкирских родоплеменных образований даже доходит до 87%!

А ещё известно, что татары раньше башкир «осели» на земле, то есть перестали кочевать. В то время, как башкиры до 19 века вели кочевой образ жизни.

***

Но я решил, что вся эта информация по сути не имеет значения. Ведь можно прямо спросить представителей этих двух народов об этом.

Я спросил. Благо знакомые башкиры и татары у меня имеются.

Башкир по имени Алексей (в паспорте тоже это имя значится), на мой вопрос «Чем башкиры отличаются от татар?» ответил:

- В принципе, ничем. Языки у нас очень близкие, и культура тоже. Но мы всё равно два разных народа! Потому что осознаём себя разными, и точка! Так сложилось исторически.
Примерно то же самое ответил мне друг детства Ильдар — татарин по национальности. Правда, он ещё добавил, что сибирские татары отличаются от поволжских (он — сибирский). И внешне, и по языку. Хотя понимают друга друга нормально.

Кстати, любопытный момент. Русские, которые не знают имени башкира Алексея, считают его русским. Он светловолосый и крупный мужчина, похожий на славянина. Только лёгкий азиатский разрез глаз его выдаёт.

А вот татарин Ильдар имеет такую внешность: чёрные прямые волосы, чёрные глаза, рост — около 168 см, довольно тёмная кожа, узкий разрез глаз. Не монгол, конечно, и не китаец, но... очень близко :-)

Кто такие удмурты?

Сообщение Ягода » 18 июн 2019, 13:16

Кто такие удмурты?

Изображение

Удмурты, наверное, один из наименее изученных достаточно крупных народов России. Их соседям: татарам, башкирам, чувашам всегда удавалось быть на острие истории и, соответственно – под вниманием историков. А вот самим удмуртам повезло гораздо меньше.

Можно сказать, что удмурты являются одним из тех народов, которые еще нужно по-настоящему изучать и изучать. Даже о чукчах и ненцах данных значительно больше.

Это народ финно-угорской группы уральской языковой семьи. О хотя вокруг довольно много родственных народов — марийцы, мордва – удмурты держаться обособленно, сохраняя национальную идентичность.

Этноним «удмурт» является одновременно и самоназванием этого народа, происхождение которого туманно. Многие полагают, что оно как-то связано с рекой Вяткой. Полагают, что слово «ватмурт» — человек с Вятки – трансформировалось в удмурт.

Русские называли удмуртов вотяками – тоже от реки Вятка, но сами они такого название не воспринимали из-за явно уничижительного оттенка. Окончательно, официально название закрепилось за удмуртами в 1932 году, когда Вотская автономная область была переименована в Удмуртскую.

Антропологически удмуртам свойственны черты финно-угорских народов, проживающих уральском регионе – невысокий рост, коренастость. Расовый тип европеоидный, но с чертами монголоидности, которые имеют двойное происхождение.

Первое, весьма древнее – показывает родство с народами северной Азии – самодийскими, второе – элементы монголоидности приобретенные в контактах с тюркскими народами. Интересно, что удмурты при всем этом имеют большую долю людей с рыжими волосами, уступая в этом свойстве в Европе только ирландцам.

Удмурты являются одним из коренных народов Западного Приуралья. Археологические данные показывают связь удмуртской культуры с самым древним населением на территории Удмуртии, что, конечно не абсолютно, но позволяет предполагать, что удмурты в основе своей – автохтоны на данной территории, потом уже несколько смешавшись с индоиранскими, тюркскими, славянскими элементами. Хотя это вопрос туманный.

Будучи окруженными разными народами, удмурты не могли не испытать их влияния. Это привело к неоднородности этого народа. Северные удмурты подверглись воздействию русских, а южные – близкие народам Поволжья – испытали тюркское влияние.

Это обнаруживается и в языковых особенностях, и в культурном развитии, повседневной жизни. Но при этом, несмотря на различия и особенности, а эти две большие группы подразделялись на множество маленьких, у всех присутствует общее национальное самосознание.

Надо сказать, что на многие стороны жизни удмуртов оказало разнообразие их хозяйственных занятий. Есть народы в основном земледельческие, народы в основном скотоводческие. Удмурты же и благодаря природным условиям, и вследствие влияния соседних народов оказались и земледельцами, и скотоводами, и собирателями, охотниками и рыболовами, причем каждое из этих занятий занимало важное место, а не являлось основным или вспомогательным. Хотя в зависимости от района проживания были, конечно, нюансы. Поэтому и характер пищи включает в себя комплекс блюд, присущий как земледельцам, так и скотоводам и собирателям.

Впервые удмурты на исторической арене появляются в XII веке, когда о них упоминают арабские путешественники, позже о них сообщают русские летописи. Европейцы узнают об удмуртах — обозначают их на своих картах — только в XVI веке.

Удмуртская письменность появляется в XVIII веке при Екатерине II – в 1775 г. создана грамматика удмуртского языка. Поэтому мы ничего не знаем о прошлом удмуртского народа из его собственных источников. Еще Н.И. Костомаров говаривал: «нет ничего в Российской истории темнее судьбы Вятки и земли ее».

Удмурты, частично находившиеся под контролем Волжской Болгарии, а частично являясь данниками новгородцев и нижегородского княжества вошли в состав Русского государства окончательно после присоединения Казанского ханства в середине XVI века. Но это не привело к сильному изменению их традиционной жизни.

Кто такие удмурты?
Изображение
Даже находясь в составе Российской империи, удмурты держались достаточно закрыто, и потому их жизнь была плохо известна. Показателем этого становится так называемое Мултанское дело 90-х гг. XIX в., когда группу удмуртов из селения Мултан обвинили в человеческих жертвоприношениях. Только усилия прогрессивной общественности – статьи В.Г. Короленко и других заставили судебные органы вынести оправдательный приговор.

Удмурты долго сохраняли общинную структуру – долго существовала система самоуправления – «кенеш», решавшая все внутренние проблемы. Даже столыпинская реформа по ликвидации общины не смогла его сломать.

Только куда более упорная советская власть в процессе коллективизации сумела его уничтожить. Но и она не стала покушаться на самобытность удмуртского народа полностью – в 1934 г. создается Удмуртская АССР вместо автономной области.

Удмурты в былые времена нередко участвовали в народных восстаниях с национальными идеями. Но конечно уже к ХХ веку удмуртский национализм в основном иссяк.

В период репрессий в 1930-х гг. органы НКВД вели следствие по делу о т.н. националистической организации «Союз освобождения финских народностей», в котором якобы участвовали и деятели культуры Удмуртии. Но дело было сфабриковано от начала до конца, реальной основы у него не было.

В составе Советского государства, основной идеей которого с одной стороны был интернационализм, а с другой – сохранение национальных культур малых народов, удмуртам удалось сохранить немало традиционных черт.

Например, это свой психологический облик — этнологи указывают на такие психологические черты, свойственные даже современным удмуртам, как веселость и при этом закрытость, склонность к самопожертвованию, и при этом – скупость. Указывается также на присущий им коллективизм, который крайне довлеет на человека, приводя к жизненному краху в случае отторжения его из общества.

Русское влияние привело к тому, что большинство удмуртов стали православными, но как всегда бывает, если религия принесена извне, удмурты сохранили связанные со своими традиционными занятиями и мировоззрением верования.

Поклонялись духам предков, тотемным животным, божествам, связанным с общефинским пантеоном, например, Инмару – богу неба (можно сравнить с аналогичными Ильмариненом у финнов). Понятно, что советский период резко сократил число верующих вообще, но многие народные праздники уходят корнями в язычество.

Но все-таки у них есть страх исчезновения — наблюдается опасная для сохранения удмуртской идентичности тенденция – фактическое умирание удмуртского языка, который вытесняется русским. Только 22 % их владеет родным языком.

Удмурты, несмотря на все изменения в их судьбе, стремятся сохранить себя, не раствориться в русских, не числиться удмуртами только при опросах и переписях, а сохранить свою настоящую национальную идентичность, с языком, культурой, мировоззрением.

Вернуться к началу

Яндекс.Метрика